Игры разведчика
Миша оказался близок к правде, когда расшифровал мой сон с поднятием в гору. В школе, где я работала, у меня нашлись завистники. Завучи стали контролировать мое выполнение рабочего графика. Выяснилось, что я не досиживаю положенное количество часов. Хоть школа и была для паранормальных, паранормальными в ней были только дети. Подавляющее большинство учителей и администрация были подготовлены еще тогда, когда паранормальные дисциплины были не в чести.
- Если бы у меня на заднице существовала кнопка включения, - был бы резон приходить и уходить вовремя. Поймите, я работаю не задницей, а головой!
Пришлось писать заявление по собственному желанию. С директором у меня сложились неплохие отношения. Меня убеждали не горячиться и даже предлагали перейти на дистанционное отделение, но я отказалась, времени на всех не хватало, потому что я всецело погрузилась в Августа. Ни в август, ибо на дворе стоял март. «Для кого же солнышко-то светит?!» - вспомнила я Ангелину Васильевну и уволилась.
***
Августу я отправила компьютерную игру, которую мне порекомендовал сын почившего разведчика, соседа Валентина Сергеевича. Этот сын был тоже весь засекреченный, как его отец. В одной из секретных лабораторий эту игру и разработали. Она была нацелена на изучение иностранных языков в экстремальных условиях. Игра построена на незнакомом испытуемому языке. Как подшучивали разработчики игры, подопытный должен иметь рост 183 см, вес 80-85 кг, характер мягкий. Почти как модель Адама для анатомического атласа! Антропометрические параметры Августа были в полном соответствии с требуемыми данными. Предполагалось, что в процессе игры рост и вес испытуемого не изменятся, а характер станет твердым, нордическим. Мы же, наоборот, такой характер брали как исходный, а на выходе пускай бы был мягким. Условие проведения эксперимента диктовалось одно и жесткое: полная изоляция испытуемого от реальности. Ну, это условие итак выполнено идеально. Время проведения эксперимента - 24 часа.
Итак, если мой испытуемый вдруг за сутки научится лопотать на чужом ему языке, - то-то будет здорово! Язык, который предстояло освоить ему, был русский. Русский язык конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Он лишен архаики, характерной для языка более ранних исторических периодов, а значит, приближен к современному, однако более эмоционален по сравнению с современным языком, живой, реальный, без всяких сюрреалистических и постмодернистских высказываний. Это нам и нужно. Важно, чтобы тем самым Август получил в свое пользование уникальное рефлексивное зеркало. То, что существовало для него как виртуально-неуловимая реальность, обрело бы вещественную зримость, стало бы для него предметом созерцания. С этой целью благотворна именно письменная речь. И вот когда Август почувствует, что речь для него превращается в уникальную возможность фиксации и архивирования собственных душевных состояний и переживаний, тогда речь станет для него огромным психотерапевтическим потенциалом, тогда и мысль его перестанет быть абиографичной, вненациональной, обретет кровь и плоть.
***
Август, как и ожидалось, был игроком продвинутым. Для освоения языка ему понадобилось всего три часа. Через тетю Асю он мне выдал текст потрясающий:
«Вы справлялись о моих родителях. Кое-что мне удалось вспомнить.
Мой отец имел адвокатскую деятельность. Отец вел почти исключительно гражданские дела, в уголовных процессах он выступал только бесплатным защитником по назначению суда. Клиентами отца были преимущественно провинциалы нескольких городов, где его знали как честного и трудолюбивого адвоката.
В Коломне в доме нотариуса отец познакомился с «барышней на выданье», сиротой-бесприданницей, окончившей в Петербурге Дворянский сиротский институт и гостившей у дяди. Эта девушка и стала нашей матерью»... Во! Однако он здорово вошел в роль! То ли игра тому способствовала, которую мне сын Валентина Сергеевича дал, то ли его компьютерные прогулки по музеям?.. Какой-то Дворянский институт!
«Мать всецело посвятила свои помыслы и труды домашним делам, воспитанию детей. Ей приходилось выполнять частично секретарские обязанности, переписывая деловые бумаги, организуя прием клиентов во время частных выездов отца. Вместе с тем наша мать много читала, следила за литературой и даже переписывала от руки появившиеся тогда произведения, волновавшие умы, например, запрещенную цензурой «Крейцерову сонату» Л.Н. Толстого». Во загнул! Может, на Августа сеансы аутотренинга такое воздействие имели? «Почувствуйте, в каком месте Вселенной вы находитесь... Постарайтесь понять, в какую эпоху вы живете»... А я недооценивала эффекта! Моя терапия пошла на пользу!
«Она нас учила музыке, пению, языкам. В дело воспитания детей мать вкладывала всю душу, приобретая педагогическую литературу и учебные пособия по модной тогда системе Фребеля. Телесные наказания у нас не практиковались, оставление без обеда и т.п. - также, и главным наказанием, сколько помню, было требование стать в угол, при ссорах с братьями - попросить у них прощения, вообще атмосфера самого сердечного согласия царила в доме. Это время до восьмилетнего возраста всегда вспоминалось мне, как прекрасная безмятежная жизнь, особенно по сравнению с дальнейшим.
В свободное время отец увлекался шахматами, научил играть и нас, нередко играл в карты (винт), пел и музицировал с матерью. Летом на даче он ходил с нами купаться. В те годы купанье, рыбная ловля и пешеходные прогулки исчерпывали все распространенные виды физкультуры.
В одежде отец отличался простотой и некоторой оригинальностью. Кроме случаев выступления в суде, когда для всех присяжных поверенных обязательной формой одежды был черный фрак, он всегда носил черный длиннополый сюртук с черным жилетом, хотя это была уже устаревшая, вышедшая из моды одежда. Черных или серых пиджаков, которые были тогда, как и теперь, наиболее распространенным видом мужской штатской одежды, отец никогда не носил. Летом он ходил в белом чесучевом пиджаке, а дома иногда в подпоясанной рубахе-косоворотке.
Обувью отцу всегда служили высокие сапоги с брюками на выпуск; вероятно, он привык к ним с семинарии и студенчества. Штиблет или туфель, какие носило тогда большинство интеллигенции, отец никогда не надевал. Однако отец не употреблял портянок, одевая на ноги летом и зимою толстые нитяные носки.
Головным убором ему служила мягкая фетровая шляпа, зимой - каракулевая шапка, а летом соломенная шляпа. Котелка или цилиндра на голове отца не помню, - думаю, что он не носил их никогда в жизни».
Августу только «костюмный фильм» создавать! Кто бы еще так достоверно смог реконструировать детали одежды дней давно минувших?
«Единственным щегольством отца было применение для головы хорошего цветочного одеколона, запахом которого были пропитаны всегда его шляпы.
Демократические навыки, вынесенные отцом из семинарии и, особенно из университета, сохранились у отца до конца жизни. Так, в семье у нас никогда не практиковалось целование рук у родителей или дам.
Более существенным признаком демократических убеждений отца был фактический отказ его от вступления в дворянское сословие. Дед по случаю пятидесятилетней службы священником получил орден Владимира и связанное с ним потомственное дворянство. Оно распространялось также и на всех его детей. Однако для оформления дворянского звания каждый из его сыновей, живших самостоятельно, должен был подать прошение дворянскому обществу, и получить дворянскую грамоту. Трое из сыновей деда тотчас оформили свое дворянство, которое, кроме чести принадлежать к «первенствующему сословию Империи», давало и некоторые преимущества, например, по образованию детей в некоторых специально дворянских учебных заведениях, право на получение льготных ссуд из Дворянского банка и пр. Однако отец так и не подал заявления о причислении к дворянству, несмотря на убеждения и упреки окружающих, и умер «почетным гражданином», т.е. «разночинцем»...
Я зачиталась. Такого я никак не ожидала. Сашенька начал беспокоиться, что я не отрываюсь от монитора. Тогда я распечатала текст и продолжала читать уже в постели.
- Скоро ты с ноутбуком под подушкой будешь ложиться! - не прекращал ворчать Саша.
От перевозбуждения у меня сделалась бессонница. Окно в виде черного квадрата Малевича дразнило. За окном гудел колючий снежный ветер. Сашенька уже мирно посапывал. Я освободилась из его объятий, включила настольную лампу, желтый огонек которой тут же спроецировался на черный квадрат окна, взяла распечатку и продолжила чтение. Прямо произведение прошлого. Все было описано с особой инфоброкерской тщательностью. Даже сквозь несвойственный Августу старинный стиль повествования угадывался характер деловой, информация подбиралась тщательно, тщательно анализировалась. Неужели за три часа можно так глубоко погрузиться в столь далекое от нас время, узнать столько подробностей? Даже детали одежды сумел изучить... Я также вспомнила, что когда он рассказывал мне о своих увлечениях, то прислал мне историческую справку по фотоделу, которая относилась к тому же историческому периоду. Да, а в конце справки информация уже подавалась от первого лица... Выходит, не игра, а блуждания по музеям его так перевоплотили, потому что о фотоделе он писал еще до того, как я ему отправила игру для освоения... Может, все это он откуда-нибудь содрал и смеется надо мной? Что ж, продолжим игры!
Я чувствовала какое-то надвигающееся на меня недомогание, буквально потела холодом. «Уж не грудная ли жаба у меня? И не гриппом ли я захворала?» - подумала я в тон повествованию, которое, возможно, на меня так болезнетворно подействовало, но оторваться не могла и продолжала читать всю ночь:
«У матери родился четвертый сын. Не вполне оправившись после родов, мать через две недели тяжело заболела, у нее определили послеродовое воспаление брюшины, и она скончалась. Кончился счастливый период нашего детства».
Даже в этом рассказе, стилизованном под старину, Август довольно холодно описывал свое детство (если, конечно, то было его повествование). Он пишет, что «у матери родился четвертый сын», а не «у нас родился младший брат», например. И таких строчек масса. Не смерть ли матери в столь нежном возрасте Августа стала предпосылкой воспитания такого ледяного характера? «Отец не создал нам, детям, культа умершей матери. Мы ни разу не навестили с отцом могилы матери, а когда мы стали более сознательными, даже место ее могилы было затеряно». Итак, эта холодность и даже жестокость шла, прежде всего, от отца.
После смерти матери, оказывается, у Августа появилась мачеха. «Ближе других знакомых к нам была подруга матери по сиротскому институту Варвара Дмитриевна. Как и наша мать, она была круглой сиротой, бесприданницей, и по окончании института существовала на случайные заработки, главным образом давая уроки и служа гувернанткой. Жила она, где придется. Нередко В.Д. (даже сокращения имени и отчества мачехи говорили о многом!) как подруга матери гостила у нас, особенно на даче. Финансовые дела ее были не блестящи, так как, будучи слабого здоровья, она часто болела и вероятно не была аккуратна в занятиях, да и вообще женский труд гувернанток и домашних учительниц оплачивался скудно». Я понимала, что все это какая-то метафора, за которой скрываются проблемы реальной жизни Августа.
«После смерти матери В.Д. продолжала часто бывать у нас и одна из домашних работниц сказала мне, что скоро В.Д. будет нашей мачехой. «Вот потому отец и выпорол тебя вчера за В.Д.» - добавила она, хотя все мое преступление состояло в том, что не со злости, а, просто характеризуя худобу В.Д., я назвал ее «щепкой»». Оказывается, Августа с детства не прельщали худые женщины. Как же сильно влияет компьютер на все человеческое существо, если после увлечения им, у Августа сделались вкусы диаметрально противоположными!
«Припомнив изменившееся отношение отца (у нас стали практиковаться телесные наказания) я пытался воспротивиться его предполагаемой женитьбе. Наивно считая, что поездка в церковь мальчика с иконой - существенный элемент в обряде венчания, я отказался ехать сам, пытался убедить брата Луку, написав ему соответствующее письмо. Однако это письмо попало в руки В.Д., которая распечатала конверт, прочла письмо, и в результате мне попало. Свадьба, конечно, состоялась, в роли мальчика с иконой ездил Лука, уже тогда любивший участвовать в парадных церемониях, и В.Д. стала мачехой. Перехваченное письмо, конечно, не способствовало улучшению наших с ней отношений. По настоянию отца, мы начали звать В.Д. «мамой». Думаю, что выйти замуж за отца В.Д. побудило исключительно желание устроиться, получить обеспеченную жизнь вместо полуголодного существования гувернантки и домашней учительницы-одиночки, бегавшей по урокам или игравшей роль приживалки у зажиточных родственников и знакомых. Я нашел ее письмо этого периода. Вот его содержание:
«Мне бы очень хотелось ответить Вам стихами на посланье, но рифмой не владею я... Так лучше напишу Вам прозой. Заманчиво уж очень то, о чем Вы написали, и Вашей похвалы совсем не заслужила я. Вы правы в том, что понапрасну сжигаем мы сердца, и тот огонь, горящий в крови моей не должен потухать бесплодно. А как бы он согрел обоих нас, и сколько б испытать пришлось нам наслаждений... Но в силу обстоятельств мне суждено терпеть, гореть одной, опять одной, без Вас. Вы спросите причину: вот она причина - это Ваши дети, и сами Вы. Хотите, чтоб пришла я к Вам, - но как прийти - кругом нас дети! Отвсюду слышится их крик иль тихое дыханье. Вот, что меня смущает. Людей я не боюсь, боюсь детей. А между тем страданиям и мукам скорее должен наступить предел. Изнемогаю я от чувства, похожего на страсть. Мне хочется средь ночи хоть посидеть близ Вас одетой, хоть чувствовать пожатие руки иль поцелуй. Мне хочется средь ночи хотя бы на одно мгновенье прижаться к Вам и близость испытать. Тогда засну я крепко и спокойно. Тогда я отдохну, мой милый и желанный».
Прямо письмо Татьяны к Онегину! Никак наш Август превозмог себя, заговорил стихами. И штиль почти высокий со страстями, и поцелуями, пожатиями рук. Однако вслед за героиней усну и я, уж утро наступает... |o
***
Луиска подпевал Стингу своим призывным тенором. Саша включил радио и собирался на работу.
- Почему нашему Луису премию до сих пор не дали?
- Да мы же его и в свет-то еще не выводили!
- Надо выпустить диск «Лучшие апрельские тезисы мартовских серенад»!
Я немного поспала, после чего ко мне вернулось чувство юмора, хотя голова от бессонной ночи болела, было явное переутомление. Однако превозмогло любопытство, и я связалась с Августом. Начала с того, что поинтересовалась его впечатлением от игры.
- Если разбавить этот сюжетец изрядной дозой багов и глюков - крутая получится игра, - тон его разговора был неузнаваем, никак не был похож на его информативный повседневный тон и уж, конечно, никак не был созвучен старинному стилю его последнего послания. Сейчас он объяснялся развязным слогом современного компьютерщика. Может, это и был его естественный стиль общения, а информационный стиль - маска? Скорее всего.
- Я оценила твой юмор насчет родителей... :D
- Спасибо. Только я не понял, что за смешные твари там бегали и попискивали. Кого-то мне напомнили эти барабашки? - перевел он снова разговор на игру. :=)
- Мне тоже твое произведение что-то напоминает, - воспользовалась я моментом, чтобы прощупать его, откуда он все-таки передрал текст, который я читала всю ночь. :-k
- А-а-а, в Unreal таскались точно такие же козявки! Вспомнил! Конечно! И служат они здесь для того же. :-/
Он явно уходил от разговора, и я не знала, как с ним продолжать работу.
- Вообще-то ничего, водичка качественно сделана, в меру прозрачная, со всякими прибамбасами, пальтишко там клево вписалось, особенно с моста здорово смотрится и бульканье хорошо передали, - не унимался мой пациент. ,-)
На секунду мне показалось, что я вижу с моста эту самую водичку и пальтишко. Закружилась голова. На глаза попался дорогомиловский гребень. Я расчесалась им по всем правилам и почувствовала, как головокружение стало проходить. Мысли просветлели, и я спросила Августа прямо, откуда он взял этот текст и почему надо мной смеется. Он ответил, что вовсе не думал ни обманывать меня, ни смеяться надо мной.
- Это я писал о себе. :-1
- Хороший получился художественный вымысел. Удалась имитация примет далекого от нас времени. И все-таки где-то я уже это читала. И об истории фотодела тоже. Ты какие источники использовал? Литературные или исторические?.. Какие-нибудь письма, документы?
- Да, я инфоброкер. Но писал я о себе. Все вдруг вспомнилось, как и было на самом деле. :-))
- Но перемещение-то во времени, чем объяснить? Так здорово вошел в образ от игры? Ведь только этого мало! Нужно знать быт и нравы того времени, жить в то время, наконец, чтобы так писать. Речевому стилю можно подражать, а откуда же фактический материал?
Ладно, выясню это со временем. Сейчас, кажется, бесполезно. Я попросила Августа продолжить свои жизнеописания, вспомнить школьные годы, друзей, какие-то семейные события. Саша позвал меня завтракать, и я закончила разговор с клиентом.
Продолжение костюмного фильма
Вся дальнейшая хроника жизни Августа последовательно излагалась им в том же духе, стилем, характерным для эпохи давно минувшей. Август заполнял свой лист Мебиуса в той же иносказательной форме.
Я не могла удержаться, чтобы не перечитывать его историю вновь и вновь. Вот что он писал о своем обучении и воспитании в разные годы:
« Когда мне исполнилось семь лет, отец и мать колебались, куда следует меня отдать: в так называемое реальное училище (где не изучались древние языки), или в классическую гимназию с древними языками. Моя склонность к арифметическим упражнениям указывала на предпочтительность реального училища, где изучение математических наук было поставлено лучше, но реальное училище не давало «аттестата зрелости» и права поступления в университет без экзаменов. Я был отдан в Поливановскую гимназию, где плата за обучение была в два-три раза выше, чем в казенных гимназиях.
Учеников Поливановской гимназии можно распределить на три сравнительно обособленных группы. К первой относились сыновья либеральной московской интеллигенции, профессоров Университета, видных врачей, адвокатов и проч., ко второй - сыновья провинциальных помещиков, буржуазии и крупных чиновников, в основном, учившиеся раньше в провинциальных гимназиях, но почему-либо удаленные оттуда. Это были, главным образом, пансионеры. Наконец, третью группу составляли бесплатные ученики, своего рода - пролетарии, дети преподавателей и служащих гимназии, родственники преподавателей-пайщиков и другие, по знакомству освобожденные от платы за учение. Мы с братьями примыкали к третьей, так сказать, пролетарской, группе.
К чести администрации гимназии надо отнести, что преподаватели и воспитатели не делали разницы между платными и бесплатными учениками, и мы ее не чувствовали, кроме двух случаев. Брат Лука, несмотря на приличные успехи, был отчислен из шестого класса за частые пропуски уроков (впрочем, может быть до администрации гимназии дошли какие-либо слухи о его революционном направлении), а брат Матвей был исключен из приготовительного класса за неприличные карикатуры на учителей. С платными учениками обошлись бы, конечно, легче.
Пролетарский элемент в гимназии в лице бесплатных учеников был затронут прогрессивными веяниями, к нам попадали нелегальная литература и прокламации. Во время студенческих волнений я как-то принес в гимназию старый револьвер отца и по наивности оставил его в кармане пальто. Гимназические швейцары обнаружили револьвер, передали его директору, которым тогда был уже Поливанов-сын, и тот вызвал отца, но администрация сделала вид, что удовлетворилась моим объяснением, будто я нес револьвер в починку, и дело обошлось.
Настроение учеников Поливановской гимназии моего времени характеризуется эпизодом с т.н. «шпионом» - учеником нашего класса Тиховым, племянником нашего главного надзирателя. Когда я учился в седьмом классе, в расписании у нас был свободный час, или как он назывался, «пустой час». За ним следовал последний, шестой урок латинского языка. Пользуясь отсутствием форменных пальто, группа учеников начала еженедельно уходить на пустой час из здания гимназии в ближайшую пивную, где мы выпивали по стакану-два пива и возвращались в гимназию на последний урок, проходивший оживленнее других. Тихов в этих вылазках не участвовал и однажды, встретив нашу компанию, заявил: «А я об этом скажу администрации».
Мы были возмущены угрозой предательства, тем более что некоторые (в том числе и я) опасались разоблачения не столько пивных походов, сколько случаев приноса в гимназию подпольной литературы и прокламаций. Обсудив этот случай, мы объявили Тихову общий бойкот и строго выдерживали его в течение полутора лет, до окончания курса гимназии. Никто с ним не общался, не разговаривал; ему не помогали и его помощи не принимали. В выпускной группе мы не поместили его фото, оставив пустое место. Второе пустое место на этом фото мы оставили сыну полицейского пристава, не желая помещать снимки рядом с ним, хотя бойкоту он и не подвергался».
Недоразумения возрастали.
«Всевидящее око»
- Я совершенно перестала понимать твои иносказания насчет «Поливановской гимназии», «студенческих волнений» и прочих примет того времени. Что ты имеешь в виду? - спросила я Августа, но ответа не последовало.
- Надеюсь, ты не ворон, не крокодил и не эвкалипт, чтобы столь достоверно писать о начале нашего века, да еще утверждать, что все описанные события происходили именно с тобой... - все надеялась я получить вразумительный ответ от Августа, но вместо этого он прислал мне зарисовки из «своей» жизни на Бутырках, упорно утверждая, что все описанные события происходили с ним в самом деле, чем абсолютно ввел меня в замешательство. Я уже стала думать, что кто-нибудь из нас заболел окончательно.
Вот что мне прислала в очередной раз тетя Ася:
«Ошибкой отца, имевшей роковые последствия для всей нашей семьи, была постройка в 1900 году на Бутырках собственного дома и переезд туда». Тут уже без зазрения совести Августом указывалось время происходящего без всяких оговорок на соответствие возрасту моего пациента. «Толчком к этому послужило «изобретение» отцом способа сжигания фекальных масс. В Москве в то время почти не было канализации, и удаление нечистот было неприятной и тяжелой заботой. Проделав несложные опыты сжигания каловых масс на железной пластинке в камине нашей квартиры, отец решил, что он сделал великое открытие. Не ознакомившись с литературой по вопросу о мусоросжигательных печах, с технологическими трудностями выпаривания нечистот отец решил осуществить свое изобретение на практике. Это как раз совпало с прокладкой в Москве первых линий электрического трамвая, обеспечивших дешевое и быстрое сообщение между центром Москвы и северо-западным районом. Население Москвы быстро увеличивалось, что вызвало усиленное жилищное строительство на окраинах города и за городской чертой. Мелкие предприниматели из разных слоев населения покупали участки земли, брали банковскую ссуду под залог этой земли, возводили один-два этажа дома, брали дополнительную ссуду и в результате становились старшими дворниками своих домов, собирая с жильцов квартплату и расходуя большую ее часть на оплату налогов, процентам по ссудам и расходов по эксплоатации дома». Слово «эксплуатация» Августом писалось в старомодной транскрипции, характерной для начала XX века, через «о», а не через «у». «На Бутырках первоначальные затраты по строительству удешевлялись тем, что дома сооружались не на собственной, а на арендованной церковной земле. Однако правовое положение этих домовладельцев было своеобразно. Выстроенные ими дома считались движимым имуществом, как мебель или платье. Права и интересы арендаторов законом не охранялись.
В это же время на нашем горизонте появилась мрачная фигура некоего Богачева, по происхождению крестьянина, по убеждениям крайнего реакционера, черносотенца, как их стали называть впоследствии, самоуверенного невежды, нажившего себе политический капитал изданием на средства своих реакционных покровителей безграмотных брошюрок с собранием собственных рассуждений и изречений монархического и ретроградного, т.н. «ура-патриотического» направления. В общем, я охарактеризовал бы Богачева, как одного из зачинателей крайне реакционного монархического движения, буйно разросшегося через несколько лет под прикрытием христианских и церковных лозунгов в виде организаций членов Союза русского народа, хоругвеносцев, громил охотнорядцев и т.п. Печальную известность получили более крупные «деятели» этого же типа - архиепископ Евлогий, Распутин и другие.
В то время Богачев предполагал строить на Бутырках собственный дом и начал уговаривать отца построить дом по соседству с ним. Будучи увлечен мыслью о реализации своего изобретения и плохо разбираясь в людях, отец поддался уговорам Богачева и решил построить дом с квартирами, оборудованными «феерклозетами» для сжигания нечистот, чтобы доказать на деле пользу и преимущества этого способа. Богачев энергично взялся за постройку обоих домов - отцовского и своего, - причем проявил такую ловкость, что наш дом обошелся дороже каменного, а его дом был построен почти даром. Отцовских сбережений не хватило, после постройки остались неоплаченные расходы и долги». Я чувствовала, что у Августа сбились не только «лингвистические часы», ему каким-то образом удается раздвинуть целый век.
С переселением на Бутырки прекратились выезды на дачу, а с ними и летние развлечения - купанье, уженье рыбы, катанье на лодках.
На Бутырках велось большое, но нескладное хозяйство, и я помню, что число людей, обслуживающих нашу семью, доходило до десяти: дворник, прачка, кухарка, кормилица младшего ребенка, одна или две горничных, бонна-немка, англичанка, учитель музыки, конторщик отца, коровница, прислуга. Оплатить эту массу людей было дорого. Правда, наша мачеха не была модницей и франтихой, главной ее слабостью были хорошие конфекты и другие лакомства, но и это иногда отягощало наш бюджет и приводило к ссорам ее с отцом. Вторая слабость мачехи - доктора, лекарства и курорты.
Тяжело было организовать труд всех наемных людей, тем более что мачеха часто хворала или считала себя больной, а отец нередко бывал в отъезде. Командование лежало на бонне-немке. Она была предана нашей семье, занималась с нами немецким языком, воспитывала и вела все хозяйство.
Методы ее воспитания были основаны на палочной дисциплине. Она нещадно лупила нас за провинности камышовой выбивалкой от мебели. Ее взгляды выражались в виде твердых правил. Одно из них гласило: «виновен не зачинщик, а тот, кто дает сдачи», т.к. потерпевший должен не давать сдачи, а обратиться к законной власти, т.е. к бонне с жалобой на обидчика. Это шло вразрез с нашей школьной и бытовой моралью, не терпевшей жалобщиков, «ябедников» или «фискалов», и мы, конечно, руководствовались своими обычаями, а не предписаниями немки.
Существовала шкала наказаний, например, за ругань один час, за драку два часа принудительных работ. Если наказанный начинал громко хныкать, то наказание усиливалось: за рев и плач еще час штрафных работ и т.д. возглашала бонна. Впоследствии часовые нормы были переведены на сдельные: один час работ приравнивался к двум-трем страницам списывания немецкого текста в зависимости от возраста виновного. Иногда к принудительным работам добавлялось сверх таксы физическое воздействие без нормы.
Предположение отца о получении постоянного дохода от сдачи внаймы квартир не оправдались. При этом главным недостатком наших квартир были злосчастные «фейерклозеты», избегаемые не только съемщиками, но и нами, ребятами. Иногда в свободных квартирах временно жили какие-то деклассированные личности - приживальщики, неимущие клиенты отца с сомнительными и запутанными претензиями на чье-либо наследство и т.п.
Бутырский период жизни нашей семьи оставил в нас тяжелый след, поэтому я хочу изложить вкратце историю Бутырок, тем более что она несколько своеобразна и почти не отражена в литературе.
Претендентом на эту землю явился священник церкви Бутырского полка, храма Рождества Богородицы. Он действовал энергично и, вероятно, умел смазывать колесики неповоротливой бюрократической машины царской России. По его ходатайству в 1812 году Сенат утвердил эту землю за Бутырской церковью. Так причт Бутырской церкви оказался крупнейшим московским землевладельцем.
Подлинно золотые денечки настали для попов Бутырской церкви в конце 90-х и начале 900-х годов, после проведения железно-дорожных линий. За занятые под сооружение железной дороги участки земли Бутырская церковь получила огромные суммы. Во всем районе повысился спрос на квартиры, усилилась застройка земельных участков, так как тысячи железнодорожников стремились поселиться ближе к месту работы, в районе Савеловского вокзала, товарной станции и деповских устройств. Так как причт предусмотрительно включал в арендные договоры запрещение устройства на церковной земле других церквей, то вся масса нового населения поневоле становилась прихожанами Бутырской церкви. А увеличение числа прихожан умножало и доходы церкви.
Доходы были «петые», от выполнения обрядов, обычно сопровождающихся церковным пением, и «непетые», от эксплоатации земельных участков, от церковных капиталов и проч. Строгой отчетности не велось и по характеру «петых» доходов она была невозможна. Поэтому попы и другие члены Бутырского причта получали огромные доходы, превосходившие оклады не только большинства генералов и архиереев, но даже министров.
Влияние бутырского духовенства на население его обширных владений было велико и обеспечивалось не только экономическим путем, властью земельного собственника, капиталиста и духовной властью над прихожанами, но также и административной властью - правом выдачи свидетельств о бедности, в которых нередко нуждались прихожане для получения различных льгот.
Отношение причта к прихожанам хорошо характеризуется тем фактом, что старинную фреску в воротах Бутырской церкви с изображением Николая-угодника, по народному названию Николы-милостивого, попы распорядились закрасить и нарисовать взамен «Всевидящее око» - символ божественного всезнания и строгости.
На почве политических расхождений у нашего отца произошел разрыв с бутырским духовенством. Как более культурная семья среди бутырского населения, мы были, видимо, предметом слежки духовенства и местной полиции. В 1904-05 годах, во время подъема демократических настроений, бутырские попы потребовали от отца, чтобы он не выписывал либеральной газеты «Русские ведомости», которые отец читал чуть ли не со времени студенчества, а подписывался на черносотенную газету «Московские ведомости». После отказа отца попы стали его преследовать и травить.
Попы лишили отца доверенности на ведение дел церкви и резко увеличили арендную плату за землю, а после отказа отца начали против него процесс о возврате церкви арендованного участка, сносе дома и других отцовских построек. К счастью, большая опытность отца в ведении судебных дел и знание им всяких уверток и способов затягивания дела, видимо, при сочувствии судей, не одобрявших ростовщических устремлений бутырского причта, затянули решение этого дела.
Попы занимались и психологической травлей нашей семьи. При каждом выносе покойника, если путь лежал мимо нашего дома, попы начали делать остановку и служить особую похоронную службу, литию, которая обычно происходила у домов, где жил и работал умерший. Можно себе представить, как тяжело это действовало на обитателей дома.
Последние годы жизни отца были безрадостны. Дети разъехались, едва достигнув самостоятельности, сохранив о бутырском периоде жизни самые тяжелые воспоминания. Мачеха умерла. Отец сильно заболел и в 1916 году скончался.
Рассмотрение дела было вновь отложено, а Февральская и Октябрьская революция 1917 года закончили все подобные процессы и дома, построенные на церковной земле, остались в распоряжении владельцев. Смерть избавила отца от преследований бутырского причта, а также от тяжелых моральных и материальных потрясений наступившей Революции. Приспособиться к новым условиям быта (холод, голод, продовольственные карточки и т.д.) нового строя и нового законодательства отцу, всю жизнь не знавшего службы по найму, было бы едва ли по силам. Для перехода к жизни натуральным хозяйством или к занятию каким-либо промыслом или ремеслом, как это сделали в первый период Революции многие люди умственного труда, отец был уже стар, не обладал здоровьем, профессиональными навыками и предприимчивостью. Похоронен отец был на ближайшем Лазаревском кладбище. Сохранив навсегда светлые воспоминания об университетских годах, отец в последние годы жизни завещал, чтобы на его могиле был поставлен камень с изображением университетского значка - белый ромб, диагонали которого образуют удлиненный крест синего цвета. Могила отца не сохранилась, территория кладбища была застроена новыми домами».
Ни один современный писатель не смог бы написать столь правдоподобного исторического рассказа. Мало того, что Августу прекрасно удалось описание реалий XIX - начала XX веков, воспроизведение всех деталей ушедшего времени, его вымысел содержал великолепные психологические образы, а именно последнее характеризует успешность исторического произведения. Август либо имеет способности к подобного рода занятию, либо он из современного виртуального мира резко переместился в виртуальный мир прошлого, иначе этот феномен было трудно объяснить. Если второе предположение верно, то он по-прежнему механически усваивал все ту же виртуальную действительность, и мои труды над развитием его эмоциональной сферы были напрасными. Правда, любопытно, как ему удалось так здорово сымитировать чувства героя переломного времени двух веков, века XIX и века XX?
Вот было бы здорово столкнуть его с живым представителем этой эпохи! А ведь у меня такая знакомая есть! Ангелина Васильевна. «Для кого же солнышко светит?»
***
Я не стала больше терзать Августа, каким путем ему удалось написать столь странное сочинение, не стала домогаться, почему он идентифицирует себя с героем не нашего времени. Я просто попросила его сходить к Ангелине Васильевне и взять у нее интервью о ее бурной жизни. Сама старушка была бодрой и эмоциональной. До сих пор переодевалась к обеду и здорово пела арии из опер, романсы и казачьи песни, потому что отец ее был казачьего сословия. Правда, он оставил семью, и она воспитывалась с матерью-дантисткой, но, видимо, казачью культуру Ангелина впитала в себя с детства.
Правда, Ангелина Васильевна была рождена в 1901 году и вряд ли помнила события 1905 года, не говоря о более ранних, но она часто вспоминала студенческие волнения более позднего периода, те, которые были перед семнадцатым годом. Она сама была тогда студенточкой и «бегала смотреть все эти сходки», как она выражалась, «было интересно, как стреляют». А ее дядюшка ругался и упрекал Ангелину в легкомыслии: ведь там могут убить.
- Мы еще тогда не понимали, что все это значит, что это такое. Надевали на митинги нарядные платья. Уж о революции-то и вовсе ничего не знали, с чем ее едят.
О попах Ангелина тоже рассказывала массу историй, по преимуществу забавных. Когда-то, так же, как и сейчас, была весна, светило солнышко. Весенние звуки волновали, манили куда-то вдаль, рождали предвкушение чего-то неизведанного - радостного и прекрасного, Ангелине же приходилось часами стоять со свечкой на богослужении. Ноги ее уставали страшно. Ангелина, как и все благородные девицы в Смольном, носила длинное, до самого пола платье, придающее своим обладательницам вид шестикрылых серафимов, которые двумя крылами прикрывали лицо, двумя - ноги, а еще двумя могли летать. Впрочем, последнее - то есть всякие вольности - строгими классными дамами, особенно на «законе Божьем», нещадно пресекались. Жизнь Ангелины преобразилась, когда ее перевели петь в хор. Стой как хочешь, никто не заметит. И хористки, конечно, часто дурачились. Взбредет, например, кому в голову - а что у батюшки под рясой? Штаны? А может он босиком? Однажды батюшка забрался наверх поправить украшение под иконой, а благородные девицы, воровато оглянувшись, ти-хо-хонько так приподняли полу батюшкиной рясы и увидели... брюки с ботинками, какие обыкновенно носили в то время студенты... Залились девчонки краской - поп-то такой же, как они, со студенческой скамьи, а вовсе не порождение благорастворенных воздухов! Видимо, когда под рясой скрывается безверие, то это либо забавно, либо страшно, как в случае с бутырскими попами...
К моему удивлению, Август от визита к Ангелине Васильевне не отказался, хотя я уже подготовила дежурное объяснение: «в психотерапевтических целях». В этот раз мой универсальный допинг пациенту даже не пригодился. Сама я не давала себе полного отчета в том, что делаю, ибо действовала на ощупь. Не скрою, что хотелось узнать и мнение Ангелины Васильевны об Августе. Несмотря на свой возраст, приближающийся к ста годам, она сохранила свежесть ума и удивительную проницательность.
Август позвонил Ангелине Васильевне, чтобы договориться о встрече. Он должен был представиться корреспондентом. Трубку сняла женщина, как оказалось, племянница Ангелины, и сообщила, что Ангелина Васильевна умерла три дня назад. На каком кладбище похоронили Ангелину, - племяннице еще не было известно, потому что она только приехала из Томска и, видимо, культа умершей тети еще не создала, да и вряд ли создаст.
- Умереть бы в мае, когда все будет цвести! - мечтала Ангелина во время нашей с ней последней встречи.
- А не жалко умирать в такое время? Для кого же солнышко будет светить?
Ангелина задумалась.
- Нет, зимой умирать совсем уж печально. Да и тем, кто будет хоронить, хлопот-то сколько!
Несмотря на романтичность, люди того поколения все-таки умели быть практичными. Так и не простилась я с Ангелом. Теперь ангелы окружают ее. Интересно, какие? Хорошо бы, не падшие.
Я предложила Августу все-таки оставить на время свой серый ящик и прогуляться, иначе кончится май. Может, он очнется, как когда-то в студенчестве очнулась от своей науки я, ведь это тоже в мае было, когда все цвело.
- Подумай о любви, Август! И о сексе не грех! Встряхнись! Очнись!
Компьютерный Казанова
Накануне мне позвонил предприниматель из фирмы «Все». Он прочитал мою книжку и решил, что именно я напишу подходящий текст рекламы нового диска, который они недавно выпустили. На нем были записаны песни, сочиненные моим земляком, которые посвящены людям всех двенадцати знаков Зодиака. Эти песни якобы оказывают благотворное психотерапевтическое воздействие, улучшают тонус и вообще кровь по жилам начинает быстрее бежать.
А ночью мне приснился сон. Я на фирме «Все». Это полуподвальное помещение, освещенное искусственным светом. Кушетка, стулья, телефон, часы. Накануне у меня была бессонница несколько ночей подряд. (Бессонница как явление мне уже стала сниться!). Утомившись (во сне!), я прилегла на кушетку и заснула. Просыпаюсь, смотрю на часы - первый час ночи (и это все во сне!). Мне становится неловко перед фирмачом, который мне звонил, что я уснула во время деловой встречи. Я испугалась: уже столько времени! Что может подумать Саша, где я в столь поздний час? Растеряна. Позвонила Саше и солгала, что мы работали до сих пор, потому что если я скажу правду, - вдруг он подумает что-нибудь дурное?.. С тем и проснулась в Сашиных объятиях.
***
Я подошла к телефону. Хотела позвонить Августу. Стала набирать номер и услышала какие-то странные сигналы в трубке. Черт! Кажется, я набираю его ICQ-адрес, а он начинается на восьмерку как междугородный номер, поэтому после первой цифры пошел зуммер. Завиртуализировалась! Нет, Августа нет дома или не берет трубку. Может, у него такая крутая система, что соединяет только с теми, с кем ему есть настроение разговаривать? Он что-то говорил о таком усовершенствованном компьютере, который облегчает человеку быт: открывает и закрывает двери, заказывает продукты в супермаркете и отвечает на телефонные звонки. Только вот я не помню, что он мне в прошлый раз сказал: то ли это уже в действии, то ли еще работают над этим изобретением...
Помню только, что проект этот имел целью устранить клавиатуру как посредника между человеком и компьютером. Такая машина воспринимает язык, жесты и взгляды человека и даже пытается «понять» его. Это как бы второе «Я» человека. Нет, все-таки надо спасать Августа, а то совсем забудет, как выглядят натуральные люди.
Звоню снова. Он берет трубку. Оказывается, был занят: смотрел футбольный матч. Может, начал избегать меня? Надоела?
- Представляешь, выбрал сначала неудобное место, и перспектива игры была неважная.
- Я тебя не понимаю.
Оказывается, речь шла о месте на виртуальной трибуне, а нужную перспективу создает компьютер.
- Я с тобой о любви хотела поговорить, стихи почитать, поэтому без тети Аси решила обойтись, звоню вот, по старинке, по телефону. А ты о футболе!
Разговор услышал Саша и почему-то надулся. Ну, конечно, я живу в своем контексте, можно сказать, в своем киберпространстве, а Саше неизвестно, о какой такой любви я собираюсь говорить с Августом, да еще стихами...
***
В следующий раз я все-таки перевела разговор на старомодную тему о таких иррациональных и уже забытых чувствах, как дружба и любовь. Август чаще говорил о своих мыслях и оценках ситуаций, мне же хотелось, чтобы он пытался как можно полнее выразить свои чувства и эмоции, мог говорить о них с окружающими. Ведь именно любовь - наша истинная сущность. В ответ я получила продолжение жизнеописания некого лирического героя в духе все той же исторической аллегории. Может Август стесняется говорить об этих вещах, может, действительно детство его было трудным и проходило в каком-нибудь детдоме или он «вылупился» из пробирки и представления не имеет о том, что могут быть живые любящие родители... Да мало ли, почему человек прибегает к такому косвенному описанию своей жизни?
Должно быть, не стоит сразу видеть в этом отрицательную сторону терапии и приписывать вред безобидной игре. Август конструирует свою индивидуальную реальность, переместившись в иное время, чтобы легче было говорить о щекотливых вещах, которые его тревожили и продолжают тревожить. В этом способе рефлексии можно даже усмотреть плюсы, ведь Августу, благодаря этой иносказательной истории, легче наблюдать себя со стороны. Одним словом, все, что мой пациент делает, для него, вероятно, имеет какой-то смысл. Буду работать с тем, что есть. В конце концов, даже любопытно. Не буду его прерывать, буду просто следовать за ним, перестану напрягаться, буду просто пассивно воспринимать то, что он предлагает.
«На Бутырках продолжалось постепенное охлаждение к нам отца и расслоение семьи на две группы - нас, «мальчишек» (пасынков) и «детей» (трое детей мачехи были девочки). Постепенно переходили от еды в разное время, что было неизбежно, т.к. мальчишки рано отправлялись в гимназию и поздно возвращались, к питанию на разных половинах (на Бутырках мы жили и обедали обычно не в общей столовой, а в особой квартире, отделенной холодными сенями от квартиры, где жили отец, мачеха и младшие дети), а затем и к разному столу, что формулировалось так: «девочки еще маленькие, нежные существа, и не могут питаться такой же пищей, как «мальчишки», основной едой которых были «щи да каша - пища наша» или рубленые котлеты. Часто мачеха под предлогом болезни обедала с девочками не в общей столовой, а у себя в комнате.
Вероятно, количество и качество нашей пищи было достаточно, но самый факт деления на «чистых» и «нечистых» и отнесение нас к низшей категории был глубоко унизителен и оскорбителен, особенно если прибавить к этому, что и в гимназии своим костюмом мы выделялись в худшую сторону. Наши куртки и брюки были из дешевого сукна, изготовлялись домашними дешевыми портными, головными уборами служили сшитые дома из того же сукна шапки «арестантского» образца. Наконец, в течение ряда лет в качестве зимней одежды нам покупались черные «романовские» полушубки, резко пахнувшие овчиной и составлявшие полную противоположность сшитым у хороших портных или купленным в дорогих магазинах зимним пальто наших гимназических товарищей».
«Вся ласка и нежность постепенно переходили на младших детей, - мы были вредными и надоедливыми мальчишками не только в глазах мачехи, но и в глазах отца, который купил для расправы с нами нагайку, «университетское средство», как он ее называл, не знаю, потому ли, что она применялась полицией при студенческих беспорядках или просто по месту покупки (на Моховой, у здания Университета)». («Наташку» купил!)
«Свою мачеху все мы ненавидели, причем по мере подрастания наших младших сестер, ненависть усиливалась. Одним из самых любимых наших развлечений было «славить барыню», то есть дикими голосами погромче петь на мотив простонародной песни «Барыня» какие-то куплеты с обязательным припевом «барыня, барыня, ах ты сволочь барыня». Песня эта имела успех у нашей многочисленной домашней прислуги, также не любившей «барыню». Конечно, мы «славили барыню» в отсутствие отца».
«Мы всегда враждовали с бутырскими мальчишками и не хотели иметь с ними ничего общего. Безнадзорность и гнетущая домашняя атмосфера, от которой все мы страдали, имела ту хорошую сторону, что сближала нас, создавая своего рода внутреннюю солидарность перед всем внешним миром, мы держались дружно, «один за всех и все за одного», не выдавая друг друга и не прибегая к жалобам и фискальству. Помню, например, что когда кто-то из наших буржуазных сотоварищей по играм обидел нас, назвав «босоногой командой», я тотчас скомандовал: «Босоногая команда, за мной!» - и вся игра была сорвана уходом большей части участников.
В стенах гимназии был случай, когда один из старших учеников, немецкий барон, начал издеваться над моим братом. Не говоря ни слова, я подошел к нему и, хотя он был сильнее меня и на голову выше, в присутствии всех учеников в большом зале дал ему полновесную пощечину. Он настолько опешил, что растерялся, дал мне отойти, тем дело и кончилось. Только такая братская солидарность и создавала нам сносные условия жизни».
Итак, какую же картину мы имеем?
Дети формируют мнение о себе через свое ощущение того, как их воспринимают родители. Сначала ребенок растет в полноценной семье с любящими родителями. Вдруг умирает мать. Отец забывает о ней, забывается даже, где находится ее могила. У отца «нет культа» любимой женщины: в силу своего «демократизма», «он дамам к ручке не подходит»; в силу своей практичности, быстро находит замену умершей супруги, потому что необходимо, чтобы кто-то вел большое хозяйство и воспитывал детей, ибо сам глава семьи в частых командировках. На фоне душевной драмы, связанной у детей со смертью матери, строится новая семья с мачехой. Мачеху дети не любят, они проецируют и переносят многие свои опасения, тревоги и гнев на нее, они видят в мачехе человека, похитившего их отца. Они восстают против новых правил, установленных пришельцем. Их воспитывает бонна-немка, в детских душах возникает еще один негативный женский образ с чуждыми им установками и укладом жизни.
У мачехи рождаются свои дети. Дети одной стороны имеют тесные эмоциональные контакты со своим биологическим родителем, а у детей другой стороны таких связей так и не возникает. Вполне естественно, что связи мачехи со своими собственными детьми, тем более с дочерьми, были глубже и прочнее тех, которые установились с детьми супруга. Детям необходимо было чаще находиться со своим кровным родителем, тем более мальчикам в определенном возрасте просто необходимо влияние именно отца, а отец в отъездах. За враждебностью детей их боль и неуверенность в себе не замечены даже отцом. Когда к ребенку нет внимания, любви, он чувствует себя незащищенным, у него развивается комплекс неполноценности, он начинает строить «защитную маску» из того, что ему подвернулось.
Ребят унижает бедная одежда, полушубки, неприятно пахнущие овчиной, что сразу невыгодно выделяет их среди сверстников, «арестантские» шапки как символ палочного семейного воспитания. У них формируется психология жалкого, ничтожного человека. Как следствие могли сформироваться зависть, ненависть и страх. Возникают бунтарские, разрушительные чувства. В отношениях со сверстниками мальчики именно так себя и проявляют. Братья держатся в своей замкнутой от «чужаков» группе, никому не доверяют, ни с кем не общаются. Этот факт уже сам по себе мог плохо повлиять на развитие их эмоциональной сферы. И не только эмоциональной.
Неудивительно, что с любовью и дружбой у Августа были осложнения. Осложнения могли затрагивать и его сексуальную сферу. Август так разоткровенничался, что разговор перешел и на эту интимную тему. Оказывается, отчий дом Август покинул до смерти отца, женившись на Платониде. Платонида чем-то напомнила Августу родную мать, она была таких же пышных форм, мягкая, теплая. Но потом Августа больше стал прельщать в женщинах образ мачехи. То, что в детстве Август отмечал как недостаток: «тощая, как щепка», в его сексуальных фантазиях вдруг превратилось в привлекательное качество, стала пленить и женская холодность, даже жестокость.
Свои нереализованные желания Август стал искать в виртуальном мире. Всю жизнь он боялся мира, в котором жил, поэтому был вынужден покидать его, чтобы чувствовать себя в безопасности, что он и делал. Одновременно этот дискомфортный реальный мир был для Августа по-своему привлекательным, поэтому он погрузился в иллюзию реального мира, в мир виртуальный, где он был всесильным, властным, мужественным. Только вот любви этот мир по-прежнему не мог дать, заменяя истинную любовь иллюзией любви, сексом. Притом, виртуальным сексом. К детским проблемам, вероятно, добавились и одиночество, и мода на подобные виртуальные штучки, и боязнь СПИДа, и, возможно, возникшая как следствие увлечения виртуальным сексом, неспособность к реальному сексу.
В этом виртуальном сексе Август оказался бабником. Он привел мне несколько случаев, позволяющих сделать такие выводы. После того, как он закончил описания своей жизни в отчем доме, он оставил старинный стиль повествования, которым до этого столь активно пользовался и перешел к модному сейчас стилю разухабистого крутого парня, здорово просекающем во всех компьютерных делах. Поскольку в таком духе он со мной уже вел беседу, это не вызвало моего удивления. Он рассказал мне, как однажды пригласил в чат-комнату свою любовницу. Предварительно создал там интимную обстановку: полумрак, включил приглушенную цветомузыку, ароматизировал чат-комнату запахом восточных благовоний. На стол поставил два бокала с алкогольными коктейлями. Стереофонические экраны размером с каждую из стен, удобное ложе с шелковым бельем - все имело место быть. Он уже помыл шею и разделся. Вдруг его предыдущая виртуальная сожительница начала свои сообщения, обнаружив, что в данный момент Август находится в сети. Когда любовница, которую он ждал, проникла в чат-комнату, то обнаружила, что Август там не один. Тут-то она примчалась со своей виртуальной скалкой и всыпала ему по самое «не балуйся». Ему пришлось долго отбиваться. Использовал ли в это время Август свою вторую руку для мастурбации - можно только фантазировать.
В другой раз две его компьютерные дамы сердца сравнили свои электронные дневники. Они были бисексуалками и по отношению друг к другу сексуальными партнершами. В одну из своих виртуальных встреч они обменялись сообщениями и наткнулись на некоторые пикантные совпадения. Оказывается, Август одними и теми же словами признавался в любви обеим. Они сообщили об этом происшествии в женский электронный клуб. Отозвались еще такие же две жертвы Августа, и за компьютерным Казановой началась электронная охота. Пришлось всей честной компании прямо из женского клуба хором обратиться в сексуально-психологическую службу, дабы зализать все раны. Правда, реальные то были раны или виртуальные, установлено не было.
После рассказа Августа мне вдруг все стало противно. Да и Саша разревновался. Мой реальный, самый любимый на свете, Сашенька. Если он не мог скрыть внешних проявлений ревности, значит, это было серьезно. К черту этого «врутуалиста», как его обозвал Адриан. Видимо, Адриан предупреждал меня о возможной отрицательной реакции на этого пациента, а может, даже о травмирующем и опустошающем влиянии его на мою психику. «Молодой человек, абсолютно голый с почти таким же выражением лица...» Может ему на том свете виднее?..
Мы с Сашенькой решили поехать на все лето в Завидово. Ему выпадал творческий отпуск, а я вовсе птаха свободная.
Третье явление Белой Дамы, или Конец Света в Завидове
Адриан, да успокоится, наконец, его душа, отгрохал мне прощальный стол, правда, с той же кукурузной диетой, но и это было приятно по сравнению с тем, что мне пришлось отведать в последнем послании клиента. Адрианова «Кукурузиада» была вымыслом не менее любопытным, чем мемуары Августа. И тоже - сплошные метафорические проделки. Переносы во времени, в месте и проч.
Гумилев Николай Степанович
Набекрень мы наденем картузы
И увидим таинственный берег,
Полный трюм золотой кукурузы
Привезем из проклятых Америк!
Дефо Даниэль
На делянке Робинзона Крузо
Аппетитно зреет кукуруза.
Каннибал потенциальный, Пятница,
От початков ныне уж не пятится.
Северянин Игорь Васильевич
За серебряной оградой - звуки женского
блюза,
А в таинственном и дивном, отуманенном
саду
Возвышалась, словно джунгли, королева-
КУКУРУЗА,
И принцессу в этих дебрях я к любови
поведу.
Спасибо тебе, Адриан, за ку-ку-рузку!
***
Ку-ка-реку! - нас разбудил первый завидовский петух. Самый настоящий. Точнее, козловский петух.
Место, куда мы обычно ездили сначала с Адрианом, а потом с Сашей, называлось Козлово. Несколько деревень и поселков, объединенных территорией Завидовского заповедника, условно называлось Завидово, хотя есть и отдельный поселок с таким названием, но именно он к заповедному месту никакого отношения не имеет. Въезд в заповедник простому смертному запрещен. Витя Ринар-Серебряшечкин помог, и нам выписали специальный пропуск. Верно, он и в самом деле умел творить чудеса.
Сняли мы комнатку у бабули. Спали мы с Сашей по-туристски, на полу. Бабуля была на редкость предприимчивой и впаривала нам все, что только можно было из своего натурального хозяйства: огурцы, картошку, лук, яйца. Грибы мы ей впаривали. Только бесплатно. В лес старушка не ходила, хоть и родилась и выросла в деревне: очень боялась не волков, но людей. В самом деле, в Завидово злых людей было немало, как рассказывают местные жители. Наверное, их тоже выводят в заповеднике для поддержания экологического баланса.
В Завидовский лес мы всегда ходили спокойно. Очень я любила это место. И не я одна. Облюбовали его еще в сталинские времена. В Козлово была построена правительственная дача. Тут перебывали все руководители нашего государства вместе с иностранными гостями. Поэтому место это тщательно охранялось. Даже от грибников и ягодников. Большую площадь леса вдруг оцепляли и выдворяли оттуда всех, - там проходила «царская охота».
Однажды прилетел президентский вертолет и устроился на своей площадке, специально для этого приспособленной.
- Сейчас грибы будут отбирать и корзины ломать, - предупредили нас люди, которые бежали из лесу окольными путями как испуганные зайцы, лишь бы на глаза охранников не попасть.
Вероятно, уже был опыт. Скорее всего, так делали для профилактики, чтобы по заповеднику разгуливать неповадно было, да и боялись, наверное, что какого-нибудь незадачливого грибника настигнет шальная пуля «царской» особы. Охранять территорию царской охоты ехали полные автобусы солдат в спецодежде. Мы с Сашей набрали тогда по корзине отборных грибов и совсем не хотели, чтобы с нашим «уловом» расправились солдатские сапоги, двинули и мы огородами. Вдруг я взбунтовалась, взяла самый большой и красивый подосиновик, как рыжий флаг Наташиной Планеты, и направилась прямо туда, где только что приземлился вертолет. Вслед за мной пошел и Саша.
Нам встретилось целых три автобуса спецназовцев. Но, видимо, им не дали указания задерживать кого-либо рядом с вертолетом, а для другой, более близкой охраны «царской» особы мы или не представляли интереса, или были еще не в том радиусе, когда стреляют без предупреждения. Так мы и прошли мимо, никем не остановленные.
В последний год тысячелетия активизировалась вся нечисть. Ее не отпугивал даже спецназ. Вышли мы с Сашей как-то из леса на Горбатый мост, а там, на лужайке стоят два джипа с затемненными стеклами. Вылезли из них местные «крутые» и стали грязно ругаться, размахивая своими обрезами да пуляя в воздух. Не слишком приятная картина на отдыхе.
Скоро президентские выборы и козловцы молят небо, чтобы новый президент не забывал Козловскую резиденцию, иначе совсем это заповедное место охраняться не будет и местные жители лишатся куска хлеба, потому что многие кормятся с «царского» двора.
Лето выдалось на редкость жарким, просто-таки изнурительным. Говорят, что Всемирный потоп уже был, теперь все уничтожит огонь. Конец света якобы уже подступает в виде испепеляющей жары. Год-два, и в средней полосе России за окном будет плюс шестьдесят градусов по Цельсию, только от нас, мол, этот факт скрывается, чтобы преждевременной паники не было. Ледники растопятся, и оставшиеся в живых, выдержавшие каким-либо образом жару, будут потоплены потоками от растопленных ледников.
А пока этого не произошло, мы отдыхали, как могли, купались в Московском море. Сильно мучились наши кошки, которых на сей раз мы взяли с собой. Их шерсть обильно выпадала, как высыхали, желтели и падали от жары листья на деревьях. Дышали они как собачки, высунув языки. Животные были первый раз на воле и сначала очень боялись земли, они просто не знали, что это такое, бежали на полусогнутых лапах обратно в дом, когда мы их выносили на улицу. Однажды я вышла позагорать и взяла с собой Луиску, посадив его в специальный контейнер для кошек. Поставила контейнер с собой рядом. Парень дрожал всем телом. Местная диана серой масти шла своей привычной тропой мимо, неся в зубах добычу в виде пойманной мыши-полевки. Увидев белого пушистого красавца, каких ей не приходилось еще встречать, серая кошечка решила угостить кавалера и завести с ним знакомство, а, если повезет, и любовь, чем черт не шутит? Луиска задрожал еще сильнее и от испуга «в дно головкой уперся, понатужился немножко» - и проломил крышку контейнера. Вынырнув из контейнера, наш дикарь бросился мне на грудь, уткнул в меня морду, одним словом, спрятался. Серая кошечка еще немного поиграла мышкой, повалялась, кокетничая на траве, помурлыкала и, утвердившись в мысли, что страшнее кошки зверя нет, взяла в зубы свою добычу и важно зашагала к своей территории, оставив в покое испорченного цивилизацией городского кавалера.
Со временем наши кошки освоились. Теперь их в дом было уже не загнать. Днем они лежали под кустом смородины, изредка жалуясь на жару, а ночью устраивали разборки с местными кабальеро.
Леса горели. В тверских лесах много торфяников, и они самовозгорались. Змеи выползали из болот и передвигались по направлению к Московскому морю, поражая ядовитым укусом всех на своем пути.
Я все время удивлялась, когда находила у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» строки о Завидове (а Завидово находится именно по этому маршруту), который писал, что завидовские крестьяне пухли с голоду. Я все время поражалась, ведь кругом столько ягод, грибов, в речках рыбы полно, - на одних природных дарах можно жить! Но ягоды и грибы - что-то вроде пирожных в отсутствии хлеба и, по-видимому, и до нас бывали неурожайные годы. Да и земли тут неважные, глинистые. До революции, говорят, в этих местах хорошо только лен родился да травы. Урожаи хлеба были плохими, овощи пожирались разными огородными паразитами, но вот абсолютно безгрибным завидовский лес я видела первый раз за все время, пока мы сюда ездили.
Однако с голоду мы, как крестьяне XIX века, не пухли. Ходили покупать творожок, сметану и молоко из-под коровы Рыжухи. Она была из моего союза рыжих, а потому молоко ее отличалось особым вкусом. Часто продавал нам молоко хозяйский внучок Алешка, тоже рыженький. В отличие от Антошки, который «убил дедушку лопатой», Алешка с нежного возраста был приучен ко всем деревенским работам и с успехом помогал бабушке и дедушке. Наша двуглавая белая кошка в виде Каськи и Луиски тоже обожала молоко от союза рыжих, а потому нам этот напиток требовался свежий и в больших количествах. За молоком мы ходили каждый день.
Сегодня дверь нам открыла сама хозяйка, очень приветливая и симпатичная Надежда Андреевна. Она всегда знакомила нас с деревенскими новостями. На этот раз новость была жуткой. Вчера они с мужем были в лесу и встретили односельчанку. Поговорили с ней, разошлись, чувствуют, дымом запахло. Это загорелось дерево как раз на том месте, где останавливалась их собеседница. Сама она уже ушла. Это была местная пироманка. Она страдала, по-видимому, тяжелой формой этого психического недуга, который выражается в непреодолимом влечении к поджогам с получением удовлетворения от вида огня и дыма. Это расстройство характеризуется множественными актами или попытками поджогов без очевидных мотивов, и на счету этой пироманки уже было немало таких актов. На досуге эта больная женщина любила играть в карты, а когда проигрывала - всей компанией игроков, которую, видимо, составляли лица с социопатическими нарушениями, шли сжигать дома своих же односельчан. Обычно сжигались дома заброшенные. Однажды в одном таком доме оказалась совсем старая немощная бабуля. Выбраться она не смогла...
- Как хоть выглядит эта ненормальная, если что?..
- Да беленькая такая, крашеная блондинка, роста немалого...
***
Наслушалась я страшных рассказов из деревенской жизни, и начали мне сниться кошмары. Один за другим. Я даже снам стала счет вести, каждый имел свой порядковый номер, как сны Веры Павловны.
В первом сне мне приснилось полуподвальное помещение. В нем - много-много народу. Тесно и душно. Все собрались там, потому что с минуты на минуту должен был произойти конец света.
Мне не захотелось умирать в этой тесноте и духоте, я предпочла встретить смерть на природе, ведь подвал не спасет. Поднимаюсь на улицу. А там ранняя весна. Ожившая березовая роща, куда-то в центр этой рощи бегут и бегут ручьи, голубые, звенящие. Ручьи все наполняются, прямо на глазах, становятся слишком бурными и затопляют рощу.
Я спускаюсь в подвал, чтобы сообщить людям, какой смерти нам ждать, что смерть от весенних потоков не такая уж и страшная, даже, можно сказать, красивая смерть на фоне оживающей природы. Проходят минуты, и я возвращаюсь наверх, в рощу, ожидая своей участи. К удивлению, все ручьи вдруг начали уменьшаться и перестали устрашать, превратившись в приятные серебряные весенние ручейки. Роща залита золотом солнца. Березовые веточки сделались воздушными и пропитались этим солнечным золотом.
Хорошо-то как, что конца света не будет! Пойду, скажу людям.
Несколькими ночами позже приснился мне второй сон. Я иду с кем-то. Кажется, это какая-то женская компания. Мы идем мимо шопа, который называется «Вещный двигатель». Из шопа что-то выносят. Рассматриваю. Оказывается, это гробы. В гробах - покойники. Много-много гробов с покойниками. Череда. Гробы без крышек, сверху покрыты цветным целлофаном.
Однажды, когда я собиралась стать «уважающим себя электронщиком», я много-много чертила, не спала всю ночь перед сдачей проекта по инженерной графике, старалась успеть все сделать в срок. Выключили свет. Мальчишки зажгли подсолнечное масло, и мы дочерчивали под чад этого самодельного осветителя. Утром все-таки проект мой был готов. Преподаватель мне сказал, что все замечательно и готов был поставить «отл», как заметил, что я неверно обозначила резьбу на одной из деталей. Он отправил меня заглянуть в ГОСТы, чтобы я нашла правильное обозначение и все на ходу исправила, - тогда отличная оценка обеспечена. Я поискала-поискала в ГОСТах, что требовалось, стерла предыдущее обозначение, начертила другое. Оказалось, что я снова не туда посмотрела. Проделала эту процедуру еще раз. От бессонной ночи и от усталости я закапризничала:
- Ставьте «уд» - и я пошла. Больше не могу.
Преподаватель удивленно вскинул брови и опустил на кончик носа очки.
- Вы справились с таким трудным проектом, а найти обозначение резьбы по ГОСТам - это же совсем элементарно! Мне не хочется вам снижать оценку. Идите.
- Правда, я не дружу с ГОСТами. Мне не хочется приходить в другой раз, - старалась уже просто «спихнуть» проект я.
- Ладно, идите.
Он поставил мне «хор», - и мы разошлись. Едва я добралась до подушки, - уснула мертвецким сном. Мне приснились резьбы, уже натуральные: кусочки каких-то труб с резьбовой нарезкой. Все они были завернуты в оригинальные прозрачные упаковки разных-разных цветов, красивые такие. Они вертелись под звуки вальса.
В только что приснившемся мне сне точь-в-точь в таких упаковках были гробы. Длинная, нескончаемая череда гробов в ярких прозрачных упаковках... Вдруг гробы превратились в мягкие знаки... Мертвые мягкие знаки... Один гроб остался. В нем лежала голова Адриана из корня... Мы с женщинами (а я, кажется, снова мужчина) хотели перейти эту нескончаемую процессию, но никак не можем ее переждать...
Возможно, я просто слишком много думала об одном и том же накануне, как и тогда, когда работала над проектом...
Третий сон тоже оказался не из приятных. Я вырываю у себя пошатнувшийся передний верхний зуб. Вижу себя в зеркале беззубой. Все оставшиеся зубы начинают шататься и размягчаться, как гипс, им грозит гибель. Обреченная, я иду в платную стоматологическую клинику. Мне предлагают вставить искусственную челюсть. Страшно.
Да, ничего себе, отдых у нас с Сашечкой в этом году!
Домой мы возвращались в августе. В лобовое стекло автомобиля светило солнце. Оно было какое-то светофорное. Запрещающее солнце. Один круглый хорошо очерченный красный диск на сером небе. Закатное солнце. Оно запрещало! Запрещало!